Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Программа профориентационной работы ГПОУ КМТ

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ГПОУ КМТ

Основной целью профориентационной работы ГПОУ «Кузбасский многопрофильный техникум», является привлечение преподавательского состава, а также обучающихся техникума к активному участию в профессиональной ориентации молодежи городов Белово и Гурьевск.

Задачи профориентационной работы:

- изучение и прогнозирование перспектив формирования контингента техникума;

- комплектование групп 1 курса;

- конструирование системы профориентационной работы:

- пропаганда уровня образовательной деятельности техникума;

- создание привлекательного образа техникума в области возможностей трудоустройства на предприятия города и области;

- установление и укрепление постоянных контактов с коллективами школ, а также работодателями.

В процессе реализации программы профориентационной работы коллектив техникума стремится:

- к тому, чтобы перед школьниками города и района приоткрылись возможности учебного заведения;

- к тому, чтобы выпускники школ города и района сделали обоснованный выбор между альтернативами средних и высших учебных заведений;

- к тому, чтобы они совершили конструктивные изменения в своей жизни.

Профессиональная ориентация ГПОУ «Кузбасский многопрофильный техникум» как система деятельности включает в себя следующие компоненты:

- профессиональное просвещение (профориентация);

- профессиональная консультация.

По реализации данных компонентов педагогический коллектив техникума проводит работу в средних общеобразовательных школах города.

Профориентационное просвещение проводится во время встреч представителей техникума с учащимися 8-х и 9-х классов и их родителями. Профессиональное просвещение предусматривает овладение учащимися общеобразовательной школы определенной совокупности знаний о социально – экономических и психофизиологических условиях получения профессий  и специальностей ГПОУ КМТ, информацию о наиболее общих признаках профессий и специальностей, о требованиях к ним и о процедуре поступления в техникум.

Профессиональная консультация предполагает установление соответствия индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей школьника специфическим требованиям той или иной профессии или специальности. Специалисты техникума оказывают консультацию  абитуриентам, поступающим на ту или иную профессию и специальность.

Система профориентационной работы техникума включает как традиционные, так и инновационные формы работы:

- проведение информационной, агитационной, разъяснительной работы среди школьников о модели формирования контингента учащихся и студентов техникума;

- привлечение пед. коллектива и обучающихся техникума к пропаганде уровня образовательной деятельности техникума;

- проведение аналитической и исследовательской работы по изучению перспектив формирования контингента, формирование плана набора обучающихся и студентов на 1 курс;

- развитие деятельностных форм взаимодействия со школьниками, организация нетрадиционных форм внеклассных занятий.

Содержание деятельности.

В работе по профориентации выделяется несколько необходимиых этапов:

- организационный;

- информационно-аналитический;

- непосредственная работа с обучающимися, выпускниками школ города и района и их родителями;

- создание привлекательного образа техникума;

- работа приемной комиссии.

На организационном этапе происходит утверждение перечня профессий и специальностей, по которому будет проводиться подготовка в текущем году, определяются школы, производится закрепление педагогов за каждой конкретной школой, а также создаются группы учащихся, которые будут проводить агитационную работу.

На втором этапе происходит сбор информации о количестве выпускников 9-х классов школ города и района, и х распределение по половому признаку, определяется для каждой школы количество выпускников, которые должны поступить в техникум (т.е. закладываются плановые цифровые ориентиры). В ходе бесед с классными руководителями школ, представителями техникума выясняются планы выпускников относительно выбора будущей профессии и учебного заведения, где они хотели бы обучаться.

На третьем этапе происходят непосредственно выходы и выезды представителей техникума в школы.

Мастера п/о и преподаватели встречаются  с учащимися, в ходе бесед дают им необходимую информацию о профессиях и специальностях, условиях обучения, возможных перспективах после окончания техникума. На таких беседах очень важно донести до сознания школьников основное содержание деятельности по интересующим их профессиям и специальностям, требованиям к работникам, где и как эти профессии и специальности можно освоить. На этом этапе необходимо дать не только устную информацию о плане приема на текущей год, хорошо поможет и листовка, информационный листок, бюллетень и т.п.

Важным звеном в профориентационной работе техникума является работа с родителями. Практика показывает, что проблемы профессионального самоопределения старшеклассников нередка является следствием их личностной незрелости,  в основе которого лежат трудности семейного воспитания – непонимание родителей своих задач в отношении взрослеющих детей, склонность родителей к авторитарному давлению и к гиперопеке, что тормозит развитие личности, и главное – мешает профессиональному самоопределению. Родители обычно принимают активное участие  в определении  жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу, как для самих учащихся, так и для их родителей.

Представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий и специальностей. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на «престижности» той или иной профессии или специальности. Зачастую родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха.

Исходя из этого, возникает необходимость профориентационной работы и с родителями учащихся. Данная работа реализуется через родительские собрания, где родителям дается информация о новых профессиях и специальностях нашего техникума, об условиях обучения, возможных перспективах после окончания техникума.

С целью знакомства с техникумом ежегодно проводятся «Дни открытых дверей», где учащиеся встречаются с преподавателями и мастерами производственного обучения различных профессий и специальностей. Организовываются мастер – классы и экскурсии по техникуму  и по учебным мастерским. Такие экскурсии эффективно влияют на профессиональный интерес школьников, если хорошо продумана и организована цель такой встречи – подробное знакомство с профессией.

Во время таких мероприятий школьники получают следующую информацию:

- общие сведения о профессии;

- психофизиологические требования профессии к человеку;

- характеристика процесса обучения и процесса прохождения практики на предприятиях города и района;

- получение специальной подготовки, экономическая и правовая стороны профессиональной деятельности.

Этап создания привлекательного образа техникума реализуется на протяжении всего учебного года и включает в себя участие и выступление учащихся во всех городских, областных мероприятиях, будь то спортивные соревнования, конкурсы технического мастерства, ярмарка вакансий, различные акции, выступления в местной прессе.

На этапе работы приемной комиссии организовывается целенаправленная деятельность с поступающим контингентом.